Доклад на тему гамзата адасы


По.: Гизбулаев.А. Старость его, казалось, обходила Тяжело ударила его в пору Великой Отечественной войны потеря двух старших сыновей. Автореферат разослан «12» февраля 2015.
Жирков рассказывал о «картине деятельной литературной жизни увиденной им в Аварии в 1923 году: «Песни появляются, можно сказать, почти еженедельно. В частности, в «Призыве культармейцев принятом считать в критической литературе гимном ликвидации безграмотности в горах1, герои, внедряющие знания в народные массы, ассоциируют себя с «воинами» культпохода, в руках которых мощное «оружие» - карандаш и язык, а «порохом» для них служит письмо и учение.
Ныне название маленького аварского аула Цада известно едва ли не каждому любителю поэзии. Корабельников, «идея величия созидательного труда пронизывает поэзию Цадасы советского периода»2.

С последней копейкой пришлось мне расстаться Эх, брюхо вспороть бы и пищу вернуть! «Поэтому он с такой глубиной и правдивостью сумел передать трагедию маленького человека, создал образ бедного горца, стремящего своим непосильным трудом, энергией выбиться в люди, избавиться от нужды, пожить нормальной, обеспеченной жизнью, и невозможность этого в сложившихся в общественных отношениях»1. Она состоит из семи тематических групп с равными количествами независящих друг от друга четверостиший по пятнадцать четверостиший кроме второй группы «Гордыня» Ч1ух1и - в ней на одно четверостишие меньше.
Дие ц1акъ хирияб буго гьесул «Хъах1абросулъа Мах1муд» абураб асар. Тут нужна песня о смельчаках детям аула, там - приветствие молодым, уходящим на фронт, или стихи о женщинах - тружениках - и все зовут, все торопят, и нельзя отказать и надо ездить, и читать, и слушать, и видеть. Творческий путь Гамзата Цадаса.
И правильно: разве на праздник пришли мы? Эти стремления побудили поэта стать активным пропагандистом просвещения, в котором он видел развитие своего народа.
Проблема жизни и смерти в поэзии Гамзата Цадасы: художественно-философский аспект осмысления / Вестник Дагестанского научного центра. Одет Цадаса был, как обычно одеваются почтенные горцы: в папахе, суконная рубаха до колен перетянута по талии ремешком с серебряными украшениями (костюму этому Гамзат не изменил до конца жизни).
Как стал ты дибиром, прошел целый год, А что ты имеешь? Г1адатиял г1адамал росана Х1амзатица жиндирго асаразул аслиял чаг1илъун: Г1исинил гьвеги, Кинхвал х1амаги, Х1ажил ашбазги, Г1иник1ил чакмабиги, Мух1умил оцги, Дибирги г1анхвараги, Къарумил наслу-тухумги, чохт1оги, бидул тушманлъиги, багъизе хьихьараб гьвеги - къойил маг1арул чиясе х1ажатал х1ужабилъун адабияталда лъугьинаризе к1вей к1удияб гьунарги гьунаралдасаги т1ок1аб раг1ул устарлъиги ккола.

Старость его, казалось, обходило. Известно, с какой любовью и уважением поэт относился к детям, в которыч он видел будущее страны. Иной человек, как и ты, бессердечный, Ловушку поставит,  я гибну, беспечный, Иные с лопатой придут поутру, Разграбят запасы, разрушат нору.
В стихах «Новый мир» Щияб дуниял «Рабочий класс» Х1алт1ухъабазул класс «Салам съезду садоводов» Ахихъабазул съез- ' Хайбуллаев.М. Цадасы, основу которого составляют произведения нравственно-дидактической направленности.
Опекун отдал его в науку, и обучение это длилось ни много ни мало двадцать лет. Тема созидательного труда, воспитание любви к нему ревизована и в поэме «Уроки жизни» Пумруялъул дарсал.
Дунялалъул боц l уде хъант l арал, г l арац - меседалда хадур г l адамаз нич - намус бич l улеб ва къарумлъиялъ гьеб гъоркье рехулеб куц бихьизабулеб, т l олго дунялалъул халкъазда гьоркьобго.
Лъимерлъиялда жиндаго бихьараб г l акъуба - къварилъиялъул гьес пасихго загьир гьабула « Дир г l умру » абураб коч I олъ.

Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987. Но оно было необычайно привлекательно выражением сосредоточенной мысли, доброты, спокойной силы. Подводя своеобразный итог жизни,.
Ц1адаса Х1амзат г1адин г1асруги, г1адамалги, г1адамазул г1амалги, заманаялъул сверабиги, сверулеб дунялалъул даимабги лах1затабги, ях1алъул к1одолъиги гьит1инлъиги, намусалъул т1адег1анлъиги г1одобег1анлъиги, г1умруялъул бечелъиги мискинлъиги лъарав, бич1ч1арав, реч1ч1араб ч1ор г1адин, г1ужда щибаб раг1и щварав шаг1ир г1емер вижич1о гьаб ракьалда. Новая власть уделяла большое внимание просвещению и культурному развитию народа.
Два десятилетия скитаний из аула в аул, от наставника к наставнику в поисках науки истинной, не затемненной чадом фанатизма. Цадасы, в котором социальная тематика занимает важное место в формировании нравственного облика как личности, так и общества в целом. Поэт считает достойными уважения тех, кто творит добро и приносит пользу людям, а не тех, кто не чтит и игнорирует мудрые заветы отцов, прошедших через их многовековой жизненный опыт.
Правдивое стихотворное слово издавна ценилось в Аварии высоко. Нилъер адабияталда г1иц1го Ц1адаса Х1амзатихъа бажарана гьеб т1оцебе.

Цадасы - одно из оригинальных и значительных явлений аварской литературы конца XIX - первой половины.
Акамов, общая характеристика работы, актуальность исследования. Г1умруялъул г1адатияб х1ужаялда киг1ан к1вар бугеб бугониги, к1удияв шаг1ирасда гурони мугьру ч1вазе к1оларо, замана сверанаг1ан гьеб ц1ияб дарслъун, ургъеллъун лъугьинабизе лъаларо.
Цадаса расширил жанровый диапазон своих произведений, заполнив их различной тематикой. Иные нору заливают водою, И тонут детишки,  знаком я с бедою! Кебедов вспоминает: «Гамзат очень любил детей и много писал о них и для них.
Трудно, да и вряд ли необходимо, перечислять все, написанное Гамзатом. Гьеб рахъ хасиятаб буго Дагъистаналъул т l олабго адабияталъеги.

Мкоу «Джангинская СОШ сочинение на тему: Гамзат Цадаса, «мудрость выполнила: ученица 7-го класса 2017г. Шедеврами горской поэзии были и продолжают оставаться стихотворения Цадасы «Письмо семье из Москвы «Застольная песня «Уроки жизни «Старость и болезнь «Поэту Махмуду».
В конце XIX века вместе с Али-Гаджи из Инхо на литературную арену выходят такие мастера сатирического жанра, как Этил Али из Телетля, Кура-Магомед из 'Глоха, Гусейн из Эбута.
Навис потолок, словно своды пещеры. Сыны Кавказа тем горды, Что им дано вкушать плоды, густого пушкинского сада.
Цадасы истоки, параллели, интерпретации / Гамзат Цадаса и современный литературный процесс. В основе взглядов поэта лежит стремление к человеческому счастью, покою в душе, отрицание негативных личностных качеств, в чем автор видит благоустроенность и гармонию жизни людей.

Для того чтобы ближе быть к общественной жизни республики, он переехал в Махачкалу. Ц1адаса Х1амзатил гьунаралъул бищун т1адег1анаб рахълъун ккола гьеб кинабго рахъалдасан бац1ц1ад бук1ин, - мац1алъул, диналъул, дунялалъул. Пословицу знаем: легко богатею Заставить цветы и на скалах цвести.
Вторая глава «Нравственно-дидактические мотивы в контексте социально-философской поэзии Гамзата Цадасы» состоит из двух разделов.
Дибир и хомяк Жена говорит: «Мне обидно до боли, Хомяк обглодал наше скудное поле. Гьеб пьесаялда Х l амзатица бихьизабула хъант l иялъ га l дамасул рак l алъе гьабулеб асар, жидерго нахъег l анал мурадазе г l оло гьел чороклъулеб куц. «Почему, друг Алибег, неправильно понимаешь.» Щай, гьалмагъ Пали-бег, мекъса бихьулеб.
Яги «Ч1имхигабурлъи» абураб хабаралдаса цо гьит1инаб кесек ц1але: «Нухлул версталги сок1к1унаго, сверухъ ругел телалъул х1убал кьабулаго, кьвагьараб гулла г1адин, рач1ун ниж Ч1имхигабурлъухъе рахунел рук1ана. Махачкала: ииял, 1967 -Т.
Поэт, так же, как и его предшественники, критически оценивая ситуацию, обращается к социальным проблемам своего времени: спекуляции, алкоголизму, а также бюрократии, коррупции и расхитительству. «О жиани» Рук1а-рахъин. На авар,.
Упорно богатством хочу обладать я, На кухне его наслажденье познав. Последние общественные явления волновали поэта острее всего, потому и нашли более широкое отражение в его творчестве.
Долгий искус учения был для Цадасы суровой школой бесценного познания жизни. Халкъалъул жагьиллъиялдаса пайдаги босун, гьев лъугьана балъгоял ишал т l атине х l алк l олев щайихасул роль х l азе : рет l уна гьесул рет l ел, хисула гьумер - сипат, кодор ккола чдумал.

Не познав трудностей, полученное тобой имущество, Не оцененное, пропадает, в руках не остается.
Основной проблемой произведений на морально-этическую тему является утверждение высоких нравственных идеалов, благородных норм поведения в обществе и в быту. Бит1араб бицани, дица Х1амзатил гьеб гьуинаб хабар жакъа хъвалел къисабиги романалги цадахъго кьуниги кьеларо. Вот где соединились и необыкновенная афористичность.
« Хьитазул устар » абураб пьесаялда цоцазда данде лъола лъик 1 лъи ва квешлъи, г 1 акълу, ц l одорлъи ва пикруялъул мукъзанлъи, г l антлъи.

Дун талих1ав вуго Ц1адаса Х1амзат г1адав шаг1ир маг1арулазул ватиялдаса.
Цадаса назвал эти тематические группы следующим образом:.
Таким же, как ты, я родился животным, Жующим и пьющим, совсем не бесплотным, Иль должен я с палкой, как нищий, ходить, С младенцами в поисках пищи бродить? Опираясь на творчество своих предшественников (Эльдарилава из Ру-гуджа, Али-Гаджи из Инхо, Магомеда их Тлоха.
В тематической группе «Уважение» Адаб сформулирована система ' ХаЛбуллаев.М. Последнее на русском языке прижизненное издание. Покрытое пылью и плесенью тесто Подкинули мне вместо хлеба на стол.
Время смотрящей воздало Гамзату Цадасе за эту скромность.

Тюмени, в 11 статьях, опубликованных в различных журналах и сборниках, в том числе три - в рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК. Шаг l ирасул махщел цебет l унаг l ан, бицунеб жоялъул г l орхъаби г l ат l илъула, аслияб пикру г l амлъизабула, х l акъикъаталда бук l унеб куцалъ лъугьа бахъиназул бицуна. Но в последующем автор решил изменить название на «Уроки жизни»3.
Стихотворения носят яркий агитационно-пропагандистский характер. Эта же традиционная мысль заключена и в произведениях Али-Гаджи из Инхо: Дуда кьо бихьич1ого балагьараб магЬппат, Къимат гьабич1ого уп, кодоб жо хуг1уларо3. Набигулаева Маржанат Набигулаевна, нравственно-дидактическая направленность творчества гамзата цадасы, специальность -.01.02 - литература народов Российской Федерации (аварская литература) автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук, махачкала, работа выполнена в отделе литературы фгбун «Институт языка, литературы и искусства.
Х I амзатица жиндирго г I умру жаниб т I амураб Ц I ада росулъ бугеб гьесул минаялъуб х I алт I улеб буго Дагъистаналъул халкъияв шаг I ирасул адабиябгун мемориалияб музей. Гьев вищана дассралъул Верховный Советалъул депутатлъунги.
Его сатира и сегодня в строю. 38; Традиции басенной культуры в творчестве Гамзата Цадасы. Так, по его мнению, влияние.А.
Теги: доклад на тему гамзата адасы